Мы живём в обществе, которое умеет и любит безудержно потреблять. Только что купленная вещь, часто выполненная на уровне технологий, за который двадцать лет назад многие правительства отдали бы почку и половину своего бюджета, устаревает в течение года, максимум двух, и заменяется новой. Заменяется не потому, что физически износилась, а из-за появления свежей модели, с незначительно лучшими характеристиками, но имиджем остромодного товара, без которого в порядочном хозяйстве обойтись невозможно.
И это не считается неправильным поведением; напротив, приветствуется на самом высоком уровне, потому что вся глобальная экономика зависит от того, сколько мы сможем потребить. Если покупатели ослабли и зажимают копеечку, экономисты объявляют кризис перепроизводства и готовятся к тяжёлым временам. Счастливо то государство, населению которого только предстоит завести первые телевизор и холодильник, телевизор и микроволновую печь, кондиционер и автомобиль. У него есть простор для развития.
Отрицать разгул потребительства и беззастенчивую его эксплуатацию невозможно, но одновременно с ними появилось и ширится обратное течение, предпочитающее принцип разумной достаточности. Склоняющиеся в эту сторону люди сознательно выбирают технику часто даже не прошлого, а поза-позапрошлого поколения, и игнорируют обычные циклы её замены.
Кто-то может сказать, что ничего нового в этом нет, наши предки всегда жили, рационально используя имеющееся, и ошибётся. Наши предки передавали из поколения в поколение бювар, комод и сеялку потому, что завести новые вещи было слишком дорого. Имелась бы у них массовая возможность за часть одномесячного дохода купить новые – взлёт общества тотального потребления наступил бы веками раньше. У нас возможность появилась; тем интереснее видеть, что не все меняют гаджеты так часто, как этого требует реклама.
Разница здесь в мотивации. Естественно, иногда ретро-технику покупают по ностальгическим соображениям, и у части аудитории действительно настолько туго с деньгами, что возможность поменять старый телевизор, компьютер или телефон возникает хорошо, если раз в пять лет. Однако всё чаще выбор происходит по сугубо рациональным соображениям. Его нельзя объяснить только экономией в сложные экономические времена, потому что тенденция началась не в этом году: её подметили ещё в благополучном начале прошедшего десятилетия.
Тенденцию заметили и начали тревожно говорить о её вредности для экономики лет десять назад, когда наметилось замедление рынка персональных компьютеров. Вроде бы, они только что блистательно побили в домах телевизоры и стали мировым гегемоном, как вдруг оказывается, что, несмотря на старания программных и игровых компаний, люди не торопятся выбрасывать персоналку каждый второй год и выкладывать денежки на абсолютно новую.
Основная причина в том, что компьютеры достигли уровня, когда базовые потребности обычного пользователя уже может удовлетворить любая модель. Если не считать энтузиастов электроники и профессиональных геймеров, мизерный выигрыш в удобстве от перехода на новый компьютер и версию операционной системы просто не стоит потраченных денег и времени на то, чтобы перенести старые документы и настроить так, чтобы было привычно.
Собственно, в этом и есть универсальное кредо людей, останавливающихся на «классической» технике. Пятипроцентный рост характеристик может неплохо смотреться в журнальных тестах, но в реальной жизни обычно едва заметен и не оправдывает затраты на полное обновление.
Сейчас пятилетним ноутбуком никого не удивишь, а персоналки могут задерживаться и на десятилетие, спасибо удачной и долгоживущей операционной системе Windows XP, а также смартфонам и планшетам, частично взявшим на себя их функции. Из таких вот отдельных примеров лет пять назад начал складываться настоящий тренд. Интересующийся наблюдатель может обнаружить совершенно неожиданные примеры использования технологий, которым исполнились десятилетия.

Atari Flashback
В 2004-м, на фоне победоносного шествия современных игровых приставок Sony PlayStation 2 и Microsoft Xbox, компания Atari дала добро на запуск ностальгической серии Flashback. Устройства представляли собой стилизованный под предков из 1970 годов корпус с прошитыми внутри парой десятков классических игр. Их успех можно было списать на ностальгию большой армии хорошо живущих граждан из поколения X, желающих тряхнуть стариной и сыграть в River Raid, если бы не продолжение истории.
Продолжение такое: через год после этого вышел Flashback 2, в 2010-м – Flashback 2+, и только что представлен Flashback 3 с массивным набором из 60 игр. Продаются они по приличной цене в районе от 80 до 100 долларов в розницу, и продаются довольно хорошо. Как, кстати, и PlayStation 2, которую всё ещё не собираются убирать с магазинных полок, несмотря на то, что её супермощная преемница была запущена целых четыре года назад.
Часовое подразделение Casio, всегда считавшееся маяком прогресса и кузницей революционных моделей, не только скрепя сердце оставило в модельном ряду классические стрелочные и электронные модели (включая действительно древние и очень простые AQ-230 и даже A-163W, с которых скопирована распахнувшая 30 лет назад рынок ещё Советского Союза Montana-«16 мелодий»), но и запустило их в новом оформлении.
Магазины, торгующие новенькой и восстановленной аудиотехникой или фотоаппаратами, произведёнными десятилетия назад, существуют давно. В последние годы к их компании присоединились продавцы классических мобильных телефонов. У них пока не тот размах, чтобы прямо открывать настоящие магазины, но если спрос и оборот будут расти теми же темпами, как бы нам не пришлось узреть своими глазами расконсервацию и запуск давно списанных линий, производивших Nokia 3310 и Motorola Star Tac.

Casio A-163W
Смартфонам и планшетам, благодаря новизне технологий, пока ничего не угрожает, но последние модели уже выглядят достаточно близкими к совершенству, чтобы ими можно было пользоваться по меньшей мере года три и не чувствовать себя функционально обделённым. Возможно, индустрии пора придержать маркетинговых лошадей и попробовать понять, что из всего этого следует и не пора ли чуть изменить бизнес-модель.
Швейцарские часовые марки, например, компенсируют редкие покупки высокой ценой и добирают за счёт ремонта и обслуживания часов, купленных, порой, и двести лет назад. У автомобилей есть большой вторичный рынок и производство запасных частей, которое продолжается иногда десятилетиями после того, как саму модель перестали собирать. Ну и, не нужно забывать потенциал новых программных прошивок для старого железа. Конечно, продавать каждый год новый гаджет приятнее и прибыльней, но если их станут меньше покупать, всё равно когда-то придётся приспосабливаться к переменам.
С другой стороны, старые технологии теперь и себестоимость имеют копеечную. Компоненты, в 1975-м требовавшие производственных линий на грани фантастики, продаются по пятачку за ведро. Можно просто учесть воображаемый ущерб от непродажи новых электронных часов того же типа каждые два года, и заложить их заранее – тогда Casio A-163W в розницу будут стоить не 15 долларов, а, наверное, все 30 или даже 35.
Тотальное потребление так не победить, но вы всё же не спешите выбрасывать старые верные гаджеты, пусть полежат в комоде за дедовыми бюваром и сеялкой. Могут пригодиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий